Визуальное искусство

Живопись

Живопись - искусство изображать красками предметы на поверхности, с целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы, также характером изображаемых предметов вызвать в зрителе определенное настроение или изъявить какую-либо художественную идею.

Живопись - очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до течений живописи XX в.В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Именно это и вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений.Живопись Средневековья была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров. Формы в средневековой живописи плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; иногда встречаются условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на живописной плоскости, лишённой глубины.

В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Живопись вырабатывала научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени. Ощущение гармонии мироздания, увлечение свежестью отдельных ярких жизненных деталей, интерес к реальной личности, духовная активность образов характерны для композиций на религиозные и мифологические темы, портретов, бытовых и исторических сцен, изображений обнажённой натуры.

Процесс развития европейской живописи в 17-18 вв. усложняется, складываются национальные школы, в каждой: свои традиции и особенности.В 19 в. живопись играла активную роль в общественной жизни, отличалаясь активным интересом к драматическим событиям истории и современности.Техника масляной живописи приобретает ярко индивидуальный характер, постепенно утрачивая присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность, многослойность. Снижается прочность произведений живописи (чему способствовало распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления); палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие).

В конце 19-20 вв. во всём мире развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Одновременно существуют и борются реалистические и модернистические течения. Зарождается абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В 20 в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений. Это приведет к появлению новых стилей в живописи, однако масляная живопись по-прежнему остается одной из самых уважаемых техник художников.Живопись соседствует с пластическими искусствами, в том числе с архитектурой, скульптурой. Она может участвовать в формировании как искусственной, так и природной среды.Живопись, как и другие изобразительные искусства, только мираж и плоскость. Но её визуальный и цветовой аспект (глаз воспринимает в одно мгновение практически бесконечную информацию) обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств.

Пейзаж

Пейзаж - род живописи, занимающейся изображением видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием. Главнейшие направления пейзажной живописи: 1) романтическое; на первый план выступает субъективное переживание художника: религиозное чувство, восторг пред красотою природы - отсюда некоторая приукрашенность действительности; 2) реалистическое и натуралистическое; спокойная и правдивая передача природных тонов и красок 3) импрессионизм 4) стилизованный пейзаж. В пейзаж входят некоторые основные элементы: земная поверхность, растительность, человеческие постройки, перспектива вида. Картина также может включать: водоёмы (озера, моря, реки), фауну, людей, свет.

Первые пейзажи появляются ещё в период неолита, когда в искусстве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни, возникают космологические композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света. Исключительно важное положение занимает Пейзаж, как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао).

В 13-15 вв. в западноевропейском искусстве тенденции к чувственно убедительной трактовке мира приводят к тому, что пейзажный антураж начинает осмысляться как принципиально важная часть духовной атмосферы произведения. Условные (золотые или орнаментальные) фоны заменяются пейзажными фонами, нередко разрастающимися до размеров широкой панорамы мира.

В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике и в малоразмерных живописных композициях, где образ природы или является единственным содержанием картины, или безраздельно главенствует над оценками переднего плана. Качественно новый этап открывают произведения Ф. Гварди, выделяющиеся виртуозным воспроизведением влажной свето-воздушной среды.

Видовой пейзаж играет также решающую роль в становлении пейзажа в странах, где до 18 в. не было самостоятельного пейзажного жанра (например, в России). В конце 18-первой половине 19 вв. в пейзаже преобладают романтические тенденции. Романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, видя в возврате к естественной среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств.

Представители реалистического Пейзажа середины и второй половины 19 в. стремятся показать внутреннее достоинство природы посредством раскрытия объективной сути происходящих в ней процессов. Доминирующее значение пейзаж обретает у мастеров импрессионизма, считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа.

В 20 веке мастера фовизма с помощью радостных или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают декоративные качества и динамическую напряжённость ландшафта. Появляется тяготение к деформации пейзажного изображения, нередко превращающее пейзаж в предлог для отвлечённых построений, в своеобразное переходное звено к абстрактному искусству. В 1920-е годы появляется советский индустриальный пейзаж (Б. Н. Яковлев), складывается вид мемориального пейзажа.

В произведениях русских пейзажистов в 30-е годы сквозь черты какой-либо конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины. Художников прельщают мотивы, позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамические сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с созидательным трудом советского человека.

Портрет

Портрет - изображение человека в живописи или скульптуре, воспроизводящее оригинал в точности, со всеми чертами внешности и индивидуального характера.Рисуя портрет, художник передает индивидуальное сходство, раскрывает внутренний мир и характер изображаемого человека, выявляет в облике модели типические черты эпохи и социальной среды.Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип портрета, когда изображают какого-либо деятеля прошлого (исторический портрет) по воспоминаниям или представлению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документальног.) материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете, объективному изображению действительности сопутствует определенное отношение мастера к модели, отражающее его собственное мировоззрение. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску.

Искусство портрета возникло в глубокой древности; еще за много веков до н. э. оно было в большом употреблении у египтян - деревянные и каменные статуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этого народа тому подтверждение. В V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.

Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического портрета происходит в эпоху Возрождения, проявляясь в значительной степени искусстве Италии. Такие скульпторы как Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Антонио Росселлино, Л. делла-Роббиа, Донателло быстро достигли блестящих результатов в своем стремлении воспроизводить человеческое лицо.

Художественное видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего персонажа в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, зачастую в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическим) персонажами.

Коренные общественные, идеологические и научные сдвиги в жизни западноевропейских стран в конце 16 - начале 17 вв. повлияли на возникновение новых форм портрета. Его специфика теперь определялась изменившимся мировосприятием, порывавшим с унаследованным Возрождением от античности антропоцентризмом. Портретисты ищут большую адекватность истинному облику модели, раскрывая её многосложный характер. Существенное обновление идейно-содержательной структуры портрета в 17 веке сопровождалось эволюцией его выразительных средств (убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими мазками), что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность. Также огромная роль отводилась выразительности жеста модели.

С исходом XVII века манерность и условность, появившиеся в искусстве, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте и даже отодвинули его на второй план как в живописи, так и в скульптуре. В это время распространилась любовь к гравированным портретам, а также к исполненным пастелью и миниатюрно акварельны. Из живописцев XIX века особенно замечательными портретистами выказали себя: французы Давид, Жерар, Энгр, П. Деларош, Эбер, Винтергальтер, Бонна, Каролюс Дюран, Дюбюф, Ландель; немцы — Вах, Магнус, Гензель. Г. Рихтер, Ю. Шрадер, О. Бегас, Амерлинг, Ангели, Ленбах. Фр. Каульбах; англичане — Милле, Оулес, Геркомер, Пойнтер; русские — Варнек, Кипренский, К. Брюллов, Тропинин, Зарянко, Перов и Крамской.

Графика

Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии и штрихи. Иногда в графике допускается применение цветных пятен. Возможно также и применение цвета, однако, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.В зависимости от содержания и предназначения графика подразделяется на несколько видов: станковая графика (рисунок, гравюра, лубок), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.), журнальная и газетная графика, компьютерная графика, миниатюра (вариант книжной графики), промышленная графика и другие.

Станковая графика - вид искусства графики, произведения которого отличаются самостоятельностью по назначению и форме; они не включены в ансамбли книги или альбома; не входят в контекст улицы или общественного интерьера; не имеют прикладного назначения.Основными видами станковой графики являются: станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп).Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выставочные коллекции и экспозиции.

Рисунок - искусство художественной графики, основанное на технических средствах и возможностях рисования.Гравюра являет собой создание тиражируемых изображений путем контактной печати с рельефных поверхностей или через трафарет. Каждый оттиск с печатной формы считается авторским произведением. Данный вид графики делится на несколько видов — гравюра на металле, линогравюра, ксилография, литография, гравюра на картоне, воске и другое.

Лубок - произведение печатной графики, предназначенное для массового распространения и отличающееся доходчивостью образа, простотой техники, лаконизмом изобразительных средств, расчетом на декоративный эффект, тенденцией к развернутому повествованию.Книжная иллюстрация – это графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст; и помещенное на страницах документа.Компьютерная графика представляет собой технологию создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.Промышленная графика - вид прикладной художественной графики, который призван обслуживать сферу производства и сбыта промышленной продукции: товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, различные рекламные издания. Также промышленная графика обслуживает сферу управления производством: бланки, конверты и прочее.В зависимости от возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную.

Уникальная графика означает создание произведений в единственном экземпляре (примеры: рисунок, акварель, монотипия, аппликация). Печатная графика (гравюра) являет собой создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

Компьютерная графика

Компьютерная графика (машинная графика) — область деятельности, в которой компьютеры используются как для синтеза изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Компьютерной графикой называют и результат этой деятельности.Впервые системы компьютерной графики появились вместе с первыми цифровыми компьютерами.К середине 1960-х годов начался плодотворной работы и в промышленных приложениях компьютерной графики. Под руководством Тирбера Мофетта и Нормана Тейлора фирмой Itek была разработана цифровая электронная чертежная машина. К 1964 году General Motors представила свою DAC-1 - систему автоматизированного проектирования, разработанную совместно с IBM. К октябрю 1966 года Wall Street Journal публиковал статьи о развитии компьютерной графики. В 1985 году появился первый мультимедийный персональный компьютер Amiga, который впервые позволил отображать фотографии (а впоследствии, и видео-изображение) на экране компьютера.

К концу восьмидесятых появилось новое направление рынка – ориентирование на развитие аппаратных и программных систем сканирования, автоматической оцифровки. Оригинальный толчок в таких системах должна была создать машина Ozalid, которая бы сканировала и автоматически векторизовала чертеж на бумаге, преобразуя его в стандартные форматы CAD/CAM. Однако акцент сдвинулся в сторону обработки, хранения и передачи сканируемых пиксельных

В 1990-х годах стираются отличия между компьютерной графикой и обработкой изображения. Машинная графика часто имеет дело с векторными данными, а основой для обработки изображений является пиксельная информация.

Изначально, несмотря на развитие технологии, художник прежде всего должен был владеть программированием, так как ему приходилось переносить свои работы в компьютер, что требует освоения соответствующей методики. С тех пор в компьютерных технологиях произошли заметные изменения, однако по-прежнему необходимо понимание основ компьютерного дизайна, поскольку необходимо, например, подбирать совместимые форматы изображений, приспосабливаться к размерам экрана и ограничениям, касающимся цвета. Компьютерная графика, как область, может быть разделена на несколько направлений: трёхмерный рендеринг в реальном времени (часто используется в видео-играх), компьютерная анимация, видеозахват и обработка видеопотока (применяется в кинематографии и на телевидении), редактирование изображений, а также моделирование (используется в инженерии и медицине). Разработки в области компьютерной графики изначально спонсировались правительством. Однако по мере того, как элементы компьютерной графики стали использоваться на телевидении и в кинематографии, представляя реальную альтернативу традиционным спецэффектам и анимации, коммерческие компании стали все больше вкладывать в развитие этой области.

 

Назад